Фермент из яда гадюки Никольского против вируса SARS-CoV-2

Пандемия COVID-19, вызванная вирусом SARS-CoV-2, требует новых методов лечения как для облегчения симптомов, так и для предотвращения распространения этого заболевания. Поиск веществ, демонстрирующих антивирусную активность, ведется многими лабораториями по всему миру, включая лаборатории ИБХ РАН. Исследования, проведенные сотрудниками Отдела молекулярной нейроиммунной сигнализации ИБХ РАН и НИЦЭМ им.Н.Ф.Гамалеи, показали, что фосфолипазы А2 (PLA2) из змеиного яда защищают клетки Vero E6 от цитопатического эффекта SARS-CoV-2.

Молекулярное моделирование, SARS-CoV-2, Поверхностный плазмонный резонанс, рецептор-связывающий домен

Григоров А.С.

PLA2 показали низкую цитотоксичность по отношению к клеткам Vero E6, которая проявлялась при микромолярных концентрациях, но сильную противовирусную активность, обнаруживаемую при наномолярных концентрациях. PLA2 гадюки Никольского (Vipera nikolskii) проявила особенно сильный вирулицидный и антивирусный эффекты, которые были связаны с фосфолиполитической активностью, и ингибировала слияние клеток, опосредованное взаимодействием гликопротеина S SARS-CoV-2 c ангиотензин-превращающим ферментом (АСЕ2). Более того, PLA2 препятствуют связыванию анти-АСЕ2 антител с ACE2 на поверхности клеток, а также рецептор-связывающего домена гликопротеина S с ACE2, что было показано методами проточной цитометрии и поверхностного плазмонного резонанса. То есть, PLA2 могут предотвращать проникновение вируса в клетку, ингибируя его связывание с ACE2. Таким образом, PLA2 змей перспективны для разработки противовирусных препаратов, нацеленных на вирусную оболочку, а также могут оказаться полезными инструментами для изучения взаимодействия вирусов с клетками-хозяевами.

Работа опубликована в журнале Cellular and Molecular Life Sciences.

9 ноября 2021 года