Удаление PD-1 с поверхности Т-клеток, модифицированных CAR против CD19, приводит к усилению их активации и снижает выживаемость

В настоящее время в лечении онкологических заболеваний все большее распространение получают методы иммунотерапии. Они представляют собой относительно новую группу терапевтических средств против рака и включают в себя моноклональные антитела, иммунотоксины и различные варианты клеточной иммунотерапии. Один из многообещающих подходов - использование Т-клеток, которые модифицированы химерным антигенным рецептором (CAR). Такой подход показал впечатляющие результаты для злокачественных В-клеток. Однако, иммуносупрессия микроокружения опухоли приводит к недостаточной эффективности адаптивной клеточной терапии, а это – очень важная и актуальная проблема в настоящее время.

PD-1, микроокружение опухоли, CAR-T клетки

Григоров А.С.

Kalinin RS, Ukrainskaya VM, Chumakov SP, Moysenovich AM, Tereshchuk VM, Volkov DV, Pershin DS, Maksimov EG, Zhang H, Maschan MA, Rubtsov YP, Stepanov AV

Одним из ключевых моментов иммуносупрессии является взаимодействие ингибирующего рецептора PD-1 на Т-клетках с его лигандом PD-L1, который может экспрессироваться на высоком уровне опухолевыми клетками. На сегодняшний день в клиниках используется только терапия антителами, специфичными к одному из этих белков. Альтернативой введению антител сочетанному с адоптивной клеточной терапией может стать использование генетически модифицированных CAR-Т-клеток с белками, которые блокируют ингибирующее взаимодействие PD-1 / PD-L1. Авторы работы объединили CAR через саморазрезающийся пептид T2А с наноантителом, специфичным к PD-1, которое связано с аминокислотным мотивом PEBL, который блокирует выход PD-1 на мембрану клетки. Было обнаружено, что введение в Т-клетки этой конструкции снижает уровень PD-1 на поверхности. CD-19 CAR-T с низким содержанием PD-1 обладали высокой активностью и цитотоксичностью, по сравнению с контрольными клетками -CD19 CAR-T в краткосрочных экспериментах. Однако эти клетки имеют ограниченный терапевтический потенциал, поскольку подвержены функциональному истощению и спонтанной гибели. Авторы предполагают, что передача сигнала через PD-1 контролирует активацию CAR-T-клеток, а также оказывает положительное влияние на выживаемость и устойчивость функционала CAR-T-клеток, согласно результатам in vitro. Таким образом, подавление функции PD-1 не следует рассматривать как способ улучшения качества терапевтических CAR-T-клеток.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ (№ 075-15-2020-773) и опубликована в журнале Frontiers in molecular biosciences.

8 ноября 2021 года